Леон Дюги

Если Вам удастся найти в Буквоеде через интернет — издание И.Ф. Мачин «История политических и правовых учений» М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. – 412с Серия: Основы наук,
— получите неизъяснимое удовольствие от организации книги и подачи материала. Книга уникальна, т.к. у автора она не первая на эту тему, то в последнем издании он революционно перестроил курс. Даже в методическом плане интересно. И материал – безгранично интересен.

Цитирую наугад, открыв к концу книги, ближе к рассматриваемому периоду:
Стр. 352-354 извлечения…
« Дюги Леон (1859-1928) французский юрист, сторонник социологической юриспруденции, профессор права университета Бордо.

В своих исследованиях Дюги отразил изменения в праве на конец 19 – начало 20в.в. ( от себя С.Н. – о них сейчас, его воззрениях не называя его имени, дискутируют сторонники внесения дополнений в Конституцию РФ новой главы – об общественных организациях и их правах как объединениях граждан – насколько актуальны его труды).

— Дюги признавал идеи Огюста Конта ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ СОЛИДАРНОСТИ – как категории права. Не признавал теорию научного социализма Карла Маркса, полагая «учение о классовой борьбе есть отвратительная доктрина»; «мы не идем к уничтожению одного класса другим, а напротив к режиму координации и иерархии классов»
— Дюги полагал, что индивиды как социальные существа связаны между собой в силу общности потребностей и общественного разделения труда, и поэтому объективным становится ФАКТ СОЛИДАРНОСТИ. Солидарность – это закон функционирования общества. Факт солидарности начинает осознаваться людьми и порождает социальную норму – норму солидарности. Это не норма морали, а ПРАВОВАЯ НОРМА, поскольку она касается только внешних проявлений человеческой воли.

Норма солидарности стоит выше государства и законодательства, которые лишь служат для ее осуществления…
— ИНТЕРЕСНО?

С.Н.*: Авторы современных концепций (тот же Дюги) остались вне ведения наших отцов-революционеров, а вот идеи Томаса Мора(1478-1535) и Томазо Компанеллы (1568-1639), находили свое реальное отражение в законодательстве и нравственности:
— коллективная собственность;
— всеобщий обязательный труд;
— аскетический образ жизни;
— централизованное распределение ресурсов.

А также – общность жен; (С.Н.*: также — принцип арийской исключительности предполагал некоторые элементы деторождения во имя процветания расы; у коммунистов революционеров России – не исключался, у Вас же – о путешествии В.И. Ленина из Германии в составе «трио»).
— «казарма» в быту….(С.Н.*:Кубинский социализм, другие страны и в определенные периоды СССР)».
И.Ф.Мачин

С.Н.:
Парадоксы истории. Франция освобождается от феодального рабства в 1790-е, Россия в 1860-е… Но через 50 с небольшим лет – Россия — обратно к общинному строю!!! Причина – НЕВЕЖСТВО ПРАВОВЫХ и ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ. Увы.
Надеюсь, Вы заинтересуетесь этой отраслью научного знания, а книга как антология человеческого знания в устройстве общества и государства доставит Вам подлинный интерес,
– и Вы продолжите свои исследования и наблюдения, имея под рукой «верный компас» как назвал свое детище сам автор — Игорь Федорович Мачин, доцент кафедры ТГП юридического факультета МГУ.

С уважением, Сергей Шубин